Банки за все заплатят

25 июля вступает в силу закон, благодаря которому клиенты банков смогут вернуть деньги, похищенные мошенниками, без обращения в суд. По новым требованиям банк будет обязан возместить украденное в течение 30 дней.
Как будет работать механизм возврата похищенных денег, и остановит ли это волну финансовых мошенничеств, объясняет кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления УрГЭУ Майя Львова.
– Майя Ивановна, как банк отслеживает подозрительные переводы?
– Банки обязаны отслеживать подозрительные операции по картам своих клиентов. К таким относятся несколько крупных денежных переводов за короткий срок, вывод средств сразу после их поступления на счет, переводы в другие страны или выполнение банковских операций ночью — нетипичное поведение владельца счета.
Кроме того, банки ведут базы данных мошенников и сотрудничают с операторами связи. Так, если на смартфоне клиента установлен определитель номера, его предупреждают, что, вероятно, звонят аферисты. Также Банк России выявляет фишинговые ресурсы и инициирует их блокировку. В прошлом году были направлены обращения на ограничение доступа к 34 тысячам подозрительных интернет-ресурсов. Свыше 3 тысяч ресурсов заблокировано благодаря взаимодействию с регистраторами доменных имен.
– Как будет работать механизм возврата похищенных денег?
– С 25 июля т.г. банк обязан в течение 30 дней после обращения клиента возместить украденное, если одобрил перевод средств на счет получателя. При условии, что он находится в «черном списке» ЦБ РФ, или не удостоверился, что деньги переводятся с согласия владельца счета, или перевел деньги после того, как клиент сообщил, что потерял банковскую карту.
– А что такое «период охлаждения»?
– Еще одно нововведение – двухдневный «период охлаждения». Если клиент попытается отправить деньги на подозрительный номер, перевод задержат на 48 часов. Предполагается, что за это время человек может передумать или осознать, что имеет дело с аферистами, и отменить операцию. Кроме того, закон обязывает банки отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных ими противоправных действиях поступила от МВД России.
– Введение нового закона – шаг навстречу клиентам банков?
– Однозначно! Действия банков ориентированы на защиту своих ресурсов, своей репутации и защиты клиентской базы. Но если человек сообщил мошеннику личные и финансовые сведения (данные карты и владельца, трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код), то ответственность с банка снимается.
В ТЕМУ
По данным Центробанка, в прошлом году мошенники лишили россиян почти 16 миллиардов рублей.