Ветераны – на Северном медно-цинковом…
В один из теплых дней конца августа большая компания ветеранов АО “Святогор” отправилась в северный край нашей области. Поездка была приурочена к профессиональному празднику – Дню шахтёра. Многие из экс-тружеников комбината в курсе того, что одной из сырьевых баз предприятия является группа северных месторождений Свердловской области, на которых ведётся добыча медесодержащих руд. Но вот увидеть это грандиозное по масштабам горное производство довелось впервые.
Дорога, ведущая в горы
Из Красноуральска на комфортабельном автобусе, в предвкушении интересных событий и впечатлений, мы тронулись в путь. Дважды передохнув в придорожных кафе, выехали на финишную прямую. Проезжая мимо Североуральска, из окна автобуса можно было полюбоваться белокаменным двухэтажным Петропавловским храмом, строительство которого было начато ещё в 1767 году на скалистом берегу реки Колонги.
Обратило на себя внимание то, как надёжно русло речки “заковано” в бетон. Как известно, Североуральск славен своими бокситовыми залежами. Добыча их до сих пор ведётся подземным способом, то есть шахтным. Так вот, оказывается, бывали случаи, когда речные воды просачивались под землю и в считанные часы затапливали горные выработки. Поэтому все реки этого города закованы в бетон. Далее по ходу нашего маршрута можно было увидеть копры североуральских шахт, в том числе знаменитой “Красной шапочки”.
Все выше, и выше, и выше…
Автобус свернул с шоссе, которое ведет в город Ивдель, и по отсыпанной широкой дороге продолжил путь к руднику. На подъезде к предприятию «путешественники» дружно перебрались в мощную “вахтовку”, которая начала монотонный подъём вперёд и вверх к смотровой площадке. И вот она, высшая точка Северного медно-цинкового рудника с абсолютной отметкой +840 метров над уровнем моря.
Немолодые уже экскурсанты, забыв про недуги, полной грудью вдыхали чистейший воздух уральского высокогорья, искали брусничник среди курумника и любовались горными хребтами. И, конечно, много фотографировались.
Нашим гидом был главный инженер рудника Дмитрий ЖИРЯКОВ. Внизу видна была панорама действующего Ново-Шемурского карьера и отработанного Шемурского. Отметим, что добывать руду здесь планируется до начала 2040-х годов. А при благоприятном прогнозе геологоразведки – возможно и дольше.
Рукотворные моря сточных вод
Отработанный Шемурский карьер наполовину заполнен водой, образовав живописный техногенный объект. По обочинам автомобильных дорог мы видели разноцветные трубопроводы загадочного назначения. Оказалось, что по этим трубам текут воды из карьеров и из под отвалов, которые собираются в специальный отстойник. Он представляет собой гигантскую чашу, дно и борта которой надежно изолированы от недр и природного ландшафта специальными материалами.
Известно, что разработка любого рудного месторождения представляет опасность для окружающей среды, особенно для водных ресурсов. Поэтому предприятия проводят большой комплекс природоохранных мероприятий. Одно из них на этом руднике – очистка собираемых техногенных вод перед попаданием их в водную среду. Здесь охране природы уделяется должное внимание, в чём можно было убедиться, наблюдая внушительные очистные сооружения.
Объект промышленного туризма
Именно таким мог бы стать карьер Тарньерского месторождения. Оно не отработано полностью. Ожидают своего часа подземные горные работы. Поэтому карьер не затапливается, сохраняя всю жутковатую красоту своих крутых уступов, ведущих на глубину почти в 200 метров. Двадцать лет назад на месте карьера начали рубить лес, расчищая площадку под горные работы. Первые строители жили в вагончиках на берегу горной речушки среди глухой тайги. Нелёгкий труд скрашивался романтикой первопроходцев. Добыча началась в 2005 году, а в 2006 уже был построен вахтовый посёлок, в корпусах которого отдыхают горняки и сегодня.
А наши путешественники завершили экскурсию сытным обедом в рудничной столовой и фотографией на память у мемориальной плиты первого директора СМЦР Михаила БАТУЕВА.
слово участнику
Своим впечатлением от экскурсии поделился Виктор ВАСИЛЬЕВ (на фото с супругой):
– Я после закрытия суперфосфатного цеха перешёл на Волковский рудник. Работал там начальником Дробильно-сортировочной фабрики вплоть до выхода на заслуженный отдых. Так что мне очень хотелось взглянуть на современное горное производство. Мы приехали с супругой, чтобы в придачу познакомиться с местом работы нашего сына. Масштабы работ впечатляют, очень понравились мобильные конструкции здешней ДСФ, бытовые условия для работников. Правда, путь от городка до действующего карьера немалый, это не очень хорошо. Но мощные вахтовки позволяют сократить время в пути. Большое спасибо Совету ветеранов и лично Владимиру МАТАНЦЕВУ за это незабываемое путешествие.