В помощь авторским маршрутам
Редакция «ПГ», можно сказать, включилась в процесс разработки авторских маршрутов в Красноуральске. Мы начинаем цикл публикаций о самых интересных и привлекательных объектах, исторических фактах и событиях, которые могли бы стать основой в работе краеведов. Они будут интересны и нашим читателям.
Пять тысяч лет назад…
Именно таков возраст самой древней стоянки первобытных людей в наших краях. Вот что описано в книге краеведа Петра Коновалова «Очерки о земле Красноуральской»: «…стоянка обнаружена в районе поселения Буксино. Более поздние стоянки, но тоже почтенного возраста, археологи нашли недалеко от впадения реки Выйки в Прокопьевскую Салду. И на берегах этой Выйки в шести километрах от поселка Бородинка есть стоянки эпохи ранней бронзы и раннего железного века».
Вот вам и первая точка исторического турпохода. Благо, Бородинка, в отличие от других поселений к востоку, есть на карте города, и речка течёт всё в том же направлении.
Кроме того, Бородинка наряду с посёлками Чирок и Межень представляет интерес как бывшее поселение углежогов. « В 1909 году появились углевыжигательные печи (на смену куреням) на Сорье и на участке «Межень», и вскоре на заведениях Чирок и Бородинское»,- повествует Петр Коновалов.
Одна колея
И ещё один объект, к сожалению, не так давно утраченный, мог бы стать точкой авторского маршрута. Это узкоколейная железная дорога. «К началу ХХ века… решено построить узкоколейную железную дорогу. Изыскания начались еще в 1900 году. Строительство открылось в 1913 году… Дорога сразу строилась как лесовозная. Но колея была не 600, а 1067 мм. Дорога должна была соединить с Верхнетуринским железоделательным заводом углевыжигательные заведения: Сорья, Межень, Чирок, Бородинское, Ржище, Серебрянское, Юрьевское, Вогулка, Спусковое и деревню Буксино… Большую часть строителей и лесорубов составляли военнопленные и китайские рабочие», – пишет Петр Коновалов в той же книге.
Как известно, эта узкоколейка долгие годы служила единственным транспортным путём на «большую землю» в летний период, и почти в каждом подворье имелась своя дрезина.