Дорога за горизонт…
Протяженность автомобильных дорог в России чуть больше полутора миллионов километров. И нет на карте города, где бы не побывал со своим «длинномером» бывший дальнобойщик, а сейчас водитель КамАЗа Гия Энделадзе. Вот и судите, какой «дорожный багаж» у него за плечами…
В канун профессионального праздника автомобилистов наш корреспондент встретился с одним из опытнейших водителей Красноуральска, «аксакалом» в шоферском деле – Гией Энделадзе.
Отвечая на мой вопрос о том, сколько лет он крутит баранку, Гия Джабаевич улыбается: «Да я родился за рулем… Нет на карте такой точки России, где бы я не побывал». Даже если это и преувеличение, то совсем чуточку. «Длинномеры» он гонял и на юг, и на север, и на запад, и на восток, колеся по нашей, далеко не маленькой, стране. Доставлял груз и на родину в Грузию. Родился он в небольшой деревушке недалеко от курорта Боржоми. Там же впервые и сел за руль автомобиля.
- Я в морской пехоте служил, никакого водительского стажа у меня не было, но когда вернулся из армии в 1982-м, отец сделал мне подарок – купил автомобиль «Нива» за хорошую службу. Это было первое мое авто. Потом сменил его на «шестерку». Но профессиональным водителем не стал. Работал металлургом на заводе в Рустави. Стоял у мартеновской печи, плавил железо, – рассказывает Гиви Джабаевич. – Карьеру на заводе и вообще в Грузии пришлось оставить в 90-е, после развала СССР. Перебрался в Россию, здесь в Кушве жил мой земляк, в Красноуральске – двоюродный брат. Уже 30 лет я не живу там, где родился, и 18 из них – в Красноуральске».
- Почему сменил профессию? Металлург и Красноуральск – это же, практически, «братья-близнецы». Кажется, что более востребованной специальности у нас не было. Но только не в 90-е. Безденежье, сокращения, закрытие заводов и фабрик – «визитная карточка» тех перестроечных лет. И Гиви сел за баранку. КамАЗ, Вольво – большие грузовики с прицепами, смена – 15 дней или месяц…
- И грустного и смешного было много. Однажды ехал в Пыть-Яха и уже на севере, в Югре, проколол колесо. Оказалось, что полицейские шипы разложили, задерживали кого-то, а я не сразу заметил, не успел затормозить. Хорошо хоть весной дело было, в апреле. Но «гайцы» мне тогда помогли перебортовать колесо.
Помню, как однажды вез груз в Грузию, и три с половиной тысячи километров преодолел почти за сутки. И еще о дорогах… За все эти годы буквально на глазах они изменились в лучшую сторону, как бы мы ни ругали их качество. Конечно, есть и ямы, и колеи до сих пор, но появилось много отличных автотрасс, не в пример советскому бездорожью. Да и машин, в отличие от СССР, стало гораздо больше. Вроде и траса хороша, да скорость не разовьешь – сплошной поток…
Вспомнить еще много чего можно, но самые добрые слова у меня всегда о друзьях-дальнобойщиках. В дальнем рейсе мы на дороге, как братья. Надеешься в такой поездке только на такого же, как ты, водителя, который ведет «длинномер». Никогда на моей памяти в помощи друг другу дальнобойщики не отказали. Всех вас с Днем водителя, друзья! – говорит Гия Энделадзе.
Сейчас география его поездок гораздо скромнее – работает на КамАЗе в МБУ «Муниципальный заказчик». Зимой вывозит с городских улиц снег и лед, летом к его машине прицепляют «Чистодор», и уже в три утра Гия Джабаевич наводит лоск на дорогах Красноуральска. И немного скучает по тому времени, когда сидел за рулем большой и сильной машины, когда впереди тебя дорога, которая ведет за горизонт…