Играй, музыкант!

В богатом мире музыки, музыкальных инструментов и исполнителей, пожалуй, самыми загадочными, волнующими душу, притягивающими внимание любой публики стали мелодии, исполняемые на саксофоне. Этому “открытию” есть и прозаическое объяснение, понятное людям старшего поколения: элегантный, блестящий и совершенно “золотой” инструмент, как бы зовущий в мир красоты и удовольствий, считался чуждым идеалам советских людей, строителям коммунизма… Но душа – это так далеко от идеологии, и она вечна!
В наши дни любой концерт инструментальной музыки, любое торжество редко обходятся без виртуозного исполнителя с саксофоном в руках.
Музыкальная страна
Замираю в восторге, звучит саксофон
И мелодия эта, как сказочный сон.
Звуки музыки льются в ночной тишине,
И чарующим эхом приходят ко мне.
Наталья Лунева
Сегодня гость редакции – молодой музыкант-саксофонист Владислав ЛЕУСКИЙ.
– Владислав, Вы относительно недавно в Красноуральске, но уже хорошо известны красноуральской публике. Поэтому интересно узнать о начале вашей музыкальной карьеры. Что повлияло на выбор инструмента?
– Мы с родителями приехали в эти края из Казахстана, поселились в Кушве. Здесь я окончил 11 классов и музыкальную школу. Очень хотел играть на фортепиано. Но когда пришёл поступать, мне уже исполнилось 12 лет, и для этого класса было поздновато начинать. Предложили класс саксофона. Потом окончил Отделение духовых и ударных в колледже искусств Нижнего Тагила. Педагогическую практику проходил во Дворце культуры “Металлург” у Евгения СМИРНОВА в духовом оркестре. Он мне и предложил после окончания учёбы вернуться в этот коллектив. Идею поддержала директор ДК Светлана АНДРИЦКАЯ. Ещё закончил Челябинский государственный Институт культуры по специальности “Артист ансамбля, артист оркестра, преподаватель, руководитель творческого коллектива (оркестровые духовые и ударные инструменты)”.
– Да, багаж знаний у Вас внушительный. Как реализуете его на практике?
– У меня два основных профессиональных направления – руководство Образцовым детским духовым оркестром во Дворце культуры “Металлург” и преподавательская деятельность в Детской школе искусств по классу духовых инструментов. Сегодня мои ученики осваивают тубу, тромбон, трубу, кларнет и, конечно, саксофон. Добавлю, что ребят из оркестра я стараюсь мотивировать на обучение в музыкальной школе. Без знаний о музыкальной культуре, без изучения сольфеджио, то есть без развития кругозора в этой области стать настоящим музыкантом трудно.
Как преподаватель замечу, что современных детей от учёбы очень отвлекают гаджеты, ведь они в них “зависают” непрерывно. Занятия музыкой требуют ежедневной тренировки, чтобы мышцы, задействованные в процессе, не забывали свою роль, так сказать. Впрочем, и умные устройства могут приносить пользу в смысле обилия в них любой информации, в том числе музыкальной.
– Поговорим о вашем репертуаре как саксофониста. Классическая музыка, например, входит в него?
– Конечно. Поясню, что этот инструмент довольно молодой, изобрёл его бельгийский музыкальный мастер Адольф Сакс (Sax) в 1842 году, и с середины 19 века саксофон занял своё место в духовых оркестрах. Интересно, что по принципу звукоизвлечения его отнесли к семейству деревянных. Хотя никогда не изготавливался из дерева.
До недавнего времени произведений, написанных специально для саксофона, было совсем мало. В основном это были переложения уже имеющихся в мировом культурном наследии произведений, написанных для других инструментов. Но в последнее время композиторы всë чаще обращаются к этому инструменту, ведь саксофон очень многогранен и гибок, что позволяет композиторам воплотить свои самые смелые творческие идеи и замыслы.
Конечно, основной репертуар сегодня – инструментальная музыка. Это как джазовые мелодии, песенные мелодии прошлых лет и хиты сегодняшнего дня.
– Каковы Ваши пристрастия в музыке как исполнителя…
– Когда учился в Кушве, то играл в биг-бэнде (большой оркестр – ред.) джазовые и эстрадные композиции. Сольные выступления на концертах или корпоративах составляю в основном из популярных мелодий для саксофона, обычно приближаю к теме события. Например, свадьба, вечер ветеранов или любое другое торжество… А пьес написано немало, в основном, западными музыкантами.
Не рискну оценивать своё исполнение, но скажу, что игра на этом инструменте способна погружать публику в тихую грусть, в лёгкое веселье или в “лунное” настроение. Без «сакса» невозможно представить ни один духовой или эстрадный коллектив. Отрадно, что сегодня я могу радовать публику своим исполнением и обучать юных красноуральцев игре на духовых инструментах.
– Владислав, мы благодарим Вас за интересное знакомство и разговор. Желаем творческих и профессиональных успехов на ниве большой музыки!