И только три трубы…
12 октября, но 93 года назад, на Гороблагодатском руднике сдали в эксплуатацию первую в стране аглофабрику, на которой велись процессы агломерации, дробления и магнитного обогащения железной руды.
Уже к началу ХХ века на руднике скопились огромные запасы относительно бедных руд – с содержанием железа менее 40%. Но и это было полбеды. Как писал в одном из своих отчётов горный начальник Гороблагодатских казённых заводов Александр Левитский: «…состав (вновь добываемых) руд заметно изменяется к худшему… между тем даже чистые чугуны с трудом находят себе сбыт». Назрела необходимость научиться обогащать эти руды.
С этой целью в 1906 году Левитский выехал изучать технологии магнитного обогащения руд в Швецию и даже заключил со Стокгольмским металлургическим акционерным обществом договор о проведении опытов обогащения. Летом 1907 года в Швецию были отправлены четыре ящика разных сортов руд, а уже к октябрю оттуда прибыл отчёт, в котором указывалось, что опыты прошли успешно.
Начиная с этого времени со шведами вели переговоры о внедрении новых технологий, но они затянулись, и договор о строительстве аглофабрики был заключён лишь в 1917 году…
В 90-е предприятие по примеру других металлургических заводов начало путешествие от владельца к владельцу. К тому же добыча руды становилась дороже, содержание металла в ней – меньше, ведь отвалы тогда перерабатывать было некому, экономика страны вставала на капиталистические рельсы.
Сначала фабрика отошла НТМК, затем выделилась в акционерное общество «Никомруда». Пошли задержки зарплат, банкротство… А потом ее решили снести, взорвать корпуса, предварительно срезав весь металл. И взрывали, и утюжили территорию тяжелыми бульдозерами, пока, по слухам, одного из работников не завалило. Тогда демонтаж остановили. Теперь здесь, на месте промышленного гиганта, где трудились порядка 4,5 тысяч кушвинцев, остались только три высокие кирпичные трубы, остовы зданий, обрушенные эстакады и металлический крест…