Качество питьевой воды: подробности от главного инженера

Администрация Красноуральска обещает, что вопрос с качеством питьевой воды будет решен в максимально быстрые сроки. Горожане констатируют, что мути в воде поубавилось, но она осталась очень жесткой. Ситуацию прокомментировал и главный инженер МУП «Муниципальная управляющая компания» Олег Вовк. Сегодня он стал гостем нашей редакции.
– Олег Михайлович, самый главный вопрос: в чем причина такого сильного загрязнения воды? Паводок – явление сезонное, но далеко не всегда весной или осенью из кранов бежит грязь.
– Основная причина – три большие стройки: в верховьях верхнетуринского пруда, у бывшего спортлагеря «Спутник» – кушвинского, а на другой стороне – верхнетуринского водозабора, к тому же ведется капитальный ремонт городской плотины в Верхней Туре. Дополнительно в реку Тура попадают стоки с верхнетуринских очистных сооружений. Уровень пруда значительно понизился, в верховьях воды практически нет, поэтому все глинистые отложения, вся тина и муть попадают в Туру, и далее – на водозабор в пос. Дачный. Я просмотрел старые журналы производственного контроля, так в паводковый период на НФС в прошлом году мутность была 40-45, и это считалось большим значением. В этом году – 216! И паводок только ухудшает картину.
– Но ведь надо же что-то делать!
– Мы и делаем. Закуплен коагулянт, специалисты-химики из Екатеринбурга ведут наладку водоподготовки и очистки. В самый пик мы в буквальном смысле дневали и ночевали на работе. В ближайшее время прибудут еще спецы из Качканара, с ними вела переговоры администрация города. Там, конечно, вся система водоочистки автоматизирована, стоит новейшее оборудование, не сравнить с нашим, но дельные советы и предложения надеемся услышать. Необходимо точно определиться с объемом коагулянта или выбрать другой реагент.
– Прошлой осенью причиной грязной воды также назвали строительство объектов в районе верхнетуринского пруда, казалось, тогда с проблемой справились…
– Осенью 2020 года справились, но сейчас процесс загрязнения активизировали паводок и интенсивность строительства. Мы повысили дозу коагулянта, некоторое время сети работали на сброс – велась промывка оборудования и водоводов. Сейчас от повышенной мутности мы избавились.
– В соцсетях люди жалуются, что нет подвоза воды…
– Это не так, подвоз питьевой воды жителям организован по графику. Вчера, например, разобрали только 150 литров, значит, вода действительно стала чище. Но воду мы по-прежнему развозим, пока не даст отмашку Роспотребнадзор. Как только качество питьевого водоснабжения будет соответствовать нормам, мы прекратим возить населению питьевую воду.
– То есть, работа на НФС находится на контроле у санитарных врачей?
– Роспотребнадзор ведет отбор проб каждый день. Наша лаборатория отбирает воду на анализ через каждые два часа.
– Есть ли нарушения по микробиологии?
– Пока нет, кроме мутности были превышены показатели только по железу и алюминию, но это в тот период, когда мы увеличили расход коагулянта, т.е., в тот период, когда вода была очень грязной. На сегодняшний день показатели стабилизируются и близки к нормируемым значениям.
– Планируются долгосрочные мероприятия по улучшению качества ХВС?
– Будем закупать и устанавливать дополнительные фильтры на водоподготовке, чтобы увеличить время отстаивания воды. В плане летних ремонтов – замена насоса и двигателя на станции 1-го подъема, двух участков водовода на ул. Дачной…
– Предприятие находится в процедуре банкротства, откуда деньги возьмете?
– Финансовую помощь предприятию оказывают администрация городского округа, АО «Святогор», а также основной кредитор – «ЭнергосбыТ Плюс». Общими усилиями приобретаются реактивы для очистки воды, а также все необходимые материалы и оборудование. Конечно, справиться с ситуацией силами самого предприятия невозможно, поэтому мы благодарны за поддержку. Со своей стороны сделаем все необходимое, чтобы устранить проблему.
– Олег Михайлович, самый главный вопрос: в чем причина такого сильного загрязнения воды? Паводок – явление сезонное, но далеко не всегда весной или осенью из кранов бежит грязь.
– Основная причина – три большие стройки: в верховьях верхнетуринского пруда, у бывшего спортлагеря «Спутник» – кушвинского, а на другой стороне – верхнетуринского водозабора, к тому же ведется капитальный ремонт городской плотины в Верхней Туре. Дополнительно в реку Тура попадают стоки с верхнетуринских очистных сооружений. Уровень пруда значительно понизился, в верховьях воды практически нет, поэтому все глинистые отложения, вся тина и муть попадают в Туру, и далее – на водозабор в пос. Дачный. Я просмотрел старые журналы производственного контроля, так в паводковый период на НФС в прошлом году мутность была 40-45, и это считалось большим значением. В этом году – 216! И паводок только ухудшает картину.
– Но ведь надо же что-то делать!
– Мы и делаем. Закуплен коагулянт, специалисты-химики из Екатеринбурга ведут наладку водоподготовки и очистки. В самый пик мы в буквальном смысле дневали и ночевали на работе. В ближайшее время прибудут еще спецы из Качканара, с ними вела переговоры администрация города. Там, конечно, вся система водоочистки автоматизирована, стоит новейшее оборудование, не сравнить с нашим, но дельные советы и предложения надеемся услышать. Необходимо точно определиться с объемом коагулянта или выбрать другой реагент.
– Прошлой осенью причиной грязной воды также назвали строительство объектов в районе верхнетуринского пруда, казалось, тогда с проблемой справились…
– Осенью 2020 года справились, но сейчас процесс загрязнения активизировали паводок и интенсивность строительства. Мы повысили дозу коагулянта, некоторое время сети работали на сброс – велась промывка оборудования и водоводов. Сейчас от повышенной мутности мы избавились.
– В соцсетях люди жалуются, что нет подвоза воды…
– Это не так, подвоз питьевой воды жителям организован по графику. Вчера, например, разобрали только 150 литров, значит, вода действительно стала чище. Но воду мы по-прежнему развозим, пока не даст отмашку Роспотребнадзор. Как только качество питьевого водоснабжения будет соответствовать нормам, мы прекратим возить населению питьевую воду.
– То есть, работа на НФС находится на контроле у санитарных врачей?
– Роспотребнадзор ведет отбор проб каждый день. Наша лаборатория отбирает воду на анализ через каждые два часа.
– Есть ли нарушения по микробиологии?
– Пока нет, кроме мутности были превышены показатели только по железу и алюминию, но это в тот период, когда мы увеличили расход коагулянта, т.е., в тот период, когда вода была очень грязной. На сегодняшний день показатели стабилизируются и близки к нормируемым значениям.
– Планируются долгосрочные мероприятия по улучшению качества ХВС?
– Будем закупать и устанавливать дополнительные фильтры на водоподготовке, чтобы увеличить время отстаивания воды. В плане летних ремонтов – замена насоса и двигателя на станции 1-го подъема, двух участков водовода на ул. Дачной…
– Предприятие находится в процедуре банкротства, откуда деньги возьмете?
– Финансовую помощь предприятию оказывают администрация городского округа, АО «Святогор», а также основной кредитор – «ЭнергосбыТ Плюс». Общими усилиями приобретаются реактивы для очистки воды, а также все необходимые материалы и оборудование. Конечно, справиться с ситуацией силами самого предприятия невозможно, поэтому мы благодарны за поддержку. Со своей стороны сделаем все необходимое, чтобы устранить проблему.
Официально
В ответ на запрос редакции по поводу ухудшения качества питьевого водоснабжения в Красноуральске, в Роспотребнадзоре ответили, что ухудшение качества воды в период с 8 по 16 апреля связано с паводком, в указанный период отмечалось резкое ухудшение качества воды в реке Тура. В отношение МУП «МУК» проводится проверка, в рамках которой ежедневно отбираются пробы воды, подаваемой населению. В случае выявления нарушений санитарного законодательства, ответственные лица будут привлечены к административной ответственности.