Луговая, Труда и Нахаловка…
История начинается с Андреевского…
Так сложилось, что воспоминания многих красноуральцев о своей родной улице связаны с районом Андреевского посёлка и речкой Кушайка. И этому есть своё объяснение. Ведь именно берега этой речки, притока реки Салда, ровно двести лет назад, в 1823 – 1824 г.г. стали заселяться золотоискателями. А чуть позже, в 1845 году и в 1879 годах, было открыто два серноколчеданных месторождения. Рудникам были даны названия – Кушайский и Андреевский. Соответственно, рядом появились жилища рудокопов и их семей, положившие начало Андреевскому посёлку. Так что, город – то у нас молодой, а вот его район имеет уже двухвековую историю.
Труда, Луговая и Нахаловка….
Своими воспоминаниями о родной улице Луговая, её окрестностях, где прошли детские и юношеские годы, делится Адольф КРАСИЛОВ.
– Родился и вырос я на улице Луговая, сегодня её уже нет на карте города. Улица наша была небольшой, тянулась почти параллельно улице Труда. Вот это была улица так улица – самая длинная в Красноуральске! Начиналась она в районе……, а заканчивалась у Дома инвалидов, почти за кладбищем. Я помню её вымощенной булыжниками. Эта улица и сейчас есть, вот только домов на ней осталось совсем немного…
Пересекали нашу Луговую две улочки с противоречивыми названиями – Крупской и Нахаловка. Последнее название, возможно, придумано в шутку. Очень шебутной народ здесь проживал в шестидесятых.
А вот другим концом Луговая почти упиралась в обширный котлован. Его диаметр – с полкилометра, а в центре был настоящий провал глубиной метров 70. Позднее его засыпали глиной. Так вот, по разговорам взрослых мы, пацаны, слышали, что где-то здесь “похоронили” Сталина. Легенда, наверное. Но может кто-нибудь что-то слышал об этом? Никто не знал тогда, как образовался этот провал. Но местами постоянно был виден дым из под земли, горела сера, вплоть до 60-го года. И ещё недалеко от нас был виден копёр старой Компанейской шахты.
Рядом с улицей Труда и Лесопильной был яблоневый сад. На Кушайке, ниже по течению, ближе к нынешней Комсомольской, вроде бы была когда-то небольшая ГРЭС с плотиной. Это вспоминают мои старшие друзья. Кстати, друзей на улице у меня было много, с некоторыми дружим до сих пор. Вспоминаем иногда наше детство, не очень сытое, но весёлое. На простых деревянных лыжах с валенками катались по этому котловану, купались в Кушайке и удили рыбу.
Памятника и не было
К этим воспоминаниям присоединяется красноуралец в третьем поколении, выросший на соседней улице Тагирова, Михаил КАЛГАНОВ, историк по образованию, любознательный и интересный собеседник:
– После войны, на отвалах от старой золотодобычи, разрешали золото мыть частным порядком. Мои дед и отец на Троицких и Новониколаевских разрезах ставили на реке бутару. С трёх кубов породы намывалась чайная ложка песка…
А памятника Сталину в городе не было. Мама говорила, что даже в школе удивлялись – почему? То, что в одну из шахт на Андреевском его бюст скинули, слышал. После 20 съезда КПСС, очевидно, он стоял где-то в партийных кабинетах.
На речке Кушайке была плотина – водозабор для Красногвардейской шахты. На левом берегу до сих пор видны анкеры от установки насосов. Это была не ГРЭС, а насосная. Сестра моей мамы там работала. Через плотину дорога шла на кладбище по ул. Труда, через “горбатый мостик”.
Кстати, размещалась в этом районе геологоразведочная партия, и было кернохранилище. А еще здесь недалеко был устроен запасной выход для рабочих Красногвардейки.
Словом, вся история Андреевского и Красногвардейского районов связана с золотодобычей, добычей руды, с суровыми буднями шахтёров, металлургов и их семей.