Народная автомагистраль
27.11.2020/В это трудно поверить, но еще 35 лет назад Серов и другие северные территории региона были отрезаны от административного центра. Грузы и пассажиров еще в конце 70-х доставляли только по железной дороге. Идею построить Серовский тракт выдвинул Борис Ельцин, который на тот момент был первым секретарем обкома партии. Решение о строительстве приняли в 1973 году, к дорожным работам приступили в 1975-м. А к маю 1980- го в стройку вложили уже 340 миллионов рублей — космические по тем временам деньги.
Сквозное движение по трассе Свердловск – Серов открылось 1 ноября 1985-го. Одетая в бетон и асфальт, самая большая автомагистраль области прошла через леса и болота, горные кручи и реки. На ней построили не один десяток мостов, путепроводов, автомобильных развязок. Возводилась дорога методом народной стройки. Всем миром строили её в течение десяти лет жители городов Свердловской области, в том числе Красноуральска, Кушвы и Верхней Туры.
Рассказывают участники тех событий.
Владимир Алексеев, бывший тогда вторым секретарем горкома партии и председателем партийного штаба по строительству красноуральского участка трассы:
- Партийный штаб организовывал и контролировал работу на нашем участке всех промышленных предприятий города. Я вел это направление, начиная с 1975-го, когда впервые прошел по просеке с проектантами – и так до завершения строительства. Тогда заводы и фабрики каждого города должны были подготовить свой участок непосредственно под укладку дорожного полотна. Недалеко от нас был развернут бетонный узел. А со стороны Свердловска другое управление дорожного строительства укладывало асфальт.
Наш участок – это более шести км от р.Тура до р.Салда через транспортную развязку – мост над автодорогой Красноуральск – Верхняя Тура. Это был один из самых сложных рельефов. Здесь фактически три моста, в том числе два железнодорожных – через р. Каменка и ветку на Красноуральск. Кстати, русло Каменки пришлось переносить и этим занимался химзавод. А еще было обустройство газотрассы – это тоже очень сложная и кропотливая работа. Здесь выемку грунта пришлось бы делать вручную, если бы не профессионализм экскаваторщика из «Уралспецстроя» (к сожалению, не помню его фамилию). Это была филигранная работа.
Отмечу, что основной участок у нас базировался в районе транспортной развязки, здесь работали люди с комбината под руководством А. Масалова. Раньше дороги как строили: был указ правительства, согласно которому каждое предприятие должно было отработать на стройке или перечислить «Автодору» порядка 10% от валового объема продукции. Как правило, предприятия платили, но с Серовским трактом – другое. Партия обязала всех именно отработать своими силами – техникой и людьми.
Эта народная стройка помогла Красноуральску решить проблему с другой дорогой, вернее, бездорожьем, соединяющим город с Верхней Турой. Я много занимался этим вопросом со Свердловскавтодором и мы получили разрешение. Делали проект, укладывали полотно сами. Работы велись параллельно со строительством трассы.
Мы справились со своей задачей вовремя. И сделали ее по-советски качественно.
Соседним с Красноуральским участком автомагистрали был Кушвинский участок протяженностью 19 километров. Здесь львиная доля работ легла на плечи пяти предприятий: Баранчинского электромеханического завода, Кушвинского завода прокатных валков, завода по ремонту тепловозов, Верхнетуринского машиностроительного завода и Гороблагодатского рудоуправления, снабжавшего народную стройку щебнем. Активное участие в этой работе приняли коллективы лесозаготовительного пункта и леспромхоза, Гороблагодатского филиала объединения «Тагиллес», автопредприятия и автобазы № 7.
За годы строительства кушвянами и верхнетуринцами отсыпано 752,8 тысячи кубометров скального грунта, построено семь искусственных сооружений общим объёмом около 500 кубометров железобетона.
Вот что писала о строителях местная пресса:
-Наверное, невозможно назвать всех, кто тут работал. Но стоит особо отметить тех, кто внёс весомый вклад в общее дело. Это Н. Ёлхов – водитель автобазы № 7, Д. Башмаков – дорожный рабочий, И. Дронг – бульдозерист завода прокатных валков, Л. Питиримов – плотник-бетонщик Гороблагодатского строительного управления, Р. Зиятдинов – мастер Баранчинского завода, В. Старцев – бурильщик скважин Гороблагодатского рудоуправления, Г. Чистяков – начальник дорожного ремонтно-строительного управления, А. Иванов – куратор этого управления.
Из воспоминаний бывшего инструктора Кушвинского ГК КПСС Владимира Гвоздикова:
-1 ноября 1985 года в горкоме на торжественное совещание собрались строители трассы, лучшие из лучших. Первый секретарь горкома П. Сергеев вручил им Почётные грамоты и ценные подарки. После этого передовики отправились на магистраль, где их ожидала встреча со строителями других северных городов области. Крепкие рукопожатия, улыбки, приветственные возгласы, и вот уже четыре новеньких «Икаруса» увозят их на торжественное собрание в Свердловск. Итак, дорога Свердловск – Серов дала новый импульс экономической жизни края. Как писали газеты того времени, «Затраты на её строительство окупятся уже в Х11 пятилетке. Автодорога будет ежегодно давать экономике более 50 миллионов рублей, позволит увеличить объём грузооборота в 4,7 раза, себестоимость перевозок сократится в три-пять раз, значительно уменьшатся транспортные расходы».
Сегодня длина Серовского тракта составляет 384 километра и 56 метров. На дороге построено 17 транспортных развязок. Интенсивность движения местами достигает 36 тысяч автомобилей в сутки.
На снимке: слева направо Н. Богодяж, П. Сергеев, В. Власюк, А. Репин, В. Морозов на новой автодороге.