…о земле Красноуральской
В День города есть повод вернуться к истории, к истокам возникновения на нашей территории многочисленных поселений и в дальнейшем – образования Красноуральска. На этот счет есть немало краеведческих исследований, материалов и фотодокументов…
К началу ХХ века Верхнетуринский завод, как и Кушвинский, ощущал острый недостаток топлива. Было принято решение вовлечь в эксплуатацию слабо используемые лесные массивы восточной части Верхнетуринской лесной дачи, где предполагалось создать центральный район углежжения. Речным путем топливо и уголь на завод поставить было невозможно: все реки текли на восток или север, поэтому было решено построить узкоколейную железную дорогу.
Изыскания трассы и площадок начались ещё в 1900 году. Строительство открылось в 1913 году. Начало мировой войны ускорило работы, но вплотную к строительству приступили в 1917 году. Дорога сразу строилась, как узкоколейная, лесовозная, но колея была не 600, а 1067 мм. Дорога должна была соединить с Верхнетуринским заводом углевыжигательные заведения: Сорья, Межень, Чирок, Бородинское, Ржище, Серебрянское, Юрьевское, Вогулка, Спусковое и деревню Буксино.
Паровозы предполагалось иметь мощностью 120 л.с. Они должны были тянуть состав из 12 вагонов по тысяче пудов каждый.
Большую массу строителей и лесорубов составляли военнопленные и китайские рабочие. Например, на строительстве пути в списке рабочих с русскими фамилиями перемежались и такие: Хо-то-су, Цай-цзынь-фами, Цой-фин-шэ. Больше двух десятков восточных, как бы сейчас сказали, гастарбайтеров начала ХХ века трудились в заболоченной тайге.
Откуда появились китайцы на Урале, за тысячи верст от своей родины? После начала войны с Германией Россия ощутила недостаток рабочих рук, а в Китае их всегда был избыток. Царское правительство разрешило въезд на работы китайским рабочим.
«Очерки о земле Красноуральской», автор Петр Коновалов