Пейзажи, зовущие в полет
Родиться с кистью в руке
Художники – счастливые люди. Они не только умеют видеть прекрасное вокруг себя, но и переносить это прекрасное на бумагу, холст, чтобы и мы увидели тоже. А то ведь все бежим, торопимся и не замечаем. Вот гончие несутся сворой – летит охота, вот на поляну вышел лось, и кажется, что он настороженно поводит головой, медведица купает в реке детеныша… Или это просто опушка леса, березка, отставшая от стайки таких же белоствольных подружек. Настроение, однако…
Работает Валерий Федорович, как говорит сам художник, в полумазковой манере, и за долгие десятилетия выработал свой авторский стиль.
– Пищу масляными красками, могу и в классической манере, но предпочитаю полумазками. Мой коллега по творческому цеху Валерий Старков говорит, что у меня своя манера письма. Наверно, но цели такой у меня не было, все получилось само собой, говорит Валерий Кузьменко. – Пишу пейзажи, уважаю исторические сюжеты, в том числе те, что нашли отражение в творчестве Рубенса. Сделал несколько копий его картин. Сейчас пишу еще одну – «Охота на тигров», там сложнейший сюжет, картина насыщена персонажами, разноплоскостными положениями тел. Нравится писать батальные сцены. Когда некоторое время работал в нашем военкомате, то просто так, для души, написал два больших полотна. Одно – по мотивам картины П. Мальцева «Штурм Сапун-горы», посвящено событиям Великой Отечественной войны в Крыму. Это большое полотно. Сюжет второй картины
– Гражданская война, на рысях несется конница Буденного. Обе оставил в дар военкомату.
Эти полотна, кстати, и сегодня можно увидеть в здании военкомата. Есть его картины и в домах земляков, и у родных. Сыну, например, написал «Трех богатырей» и портрет И. Сталина. А уж в собственной квартире–мастерской картин столько, что художник и со счета сбился.
– Я только в госпиталь в Екатеринбург отвез штук сто пейзажей. Прохожу там лечение ежегодно и дарю в знак благодарности врачам. Может, картин 300 было написано… В моей однушке все заставлено полотнами. Супруга-то в другой, «цивильной» квартире проживает, а эта у меня приспособлена под мастерскую. Тут и краски, и все для творчества, и кот со мной для компании, – улыбается Валерий Кузьменко. – Пишу, в основном, на ДСП, бывает, конечно, использую холст, но это – дорогое удовольствие. Зато красок у меня предостаточно, так запасся, что все исписать не успею. Еще и в дар приносят родные тех художников, которые уже «ушли на радугу». Так в нашей среде принято.
Я не могу просто сидеть, руки обязательно возьмутся за кисть. Даже если по телевизору показывают что-то интересное, я одним глазом смотрю на экран, другим – на полотно. Мне кажется, я так с кистью в руках и уйду в глубокой старости, на что надеюсь…
Успехов вам, Валерий Федорович, в творчестве и здоровья на долгие годы. Ждем новых картин!
Блиц с художником
Как вы пришли к увлечению живописью?
– Просто стал рисовать в детстве и все. Может, родился с кистью в руке… Сам записался в художественный кружок в ДК, писал натюрморты. Перед армией еще успел поработать в мастерской Спартака Иванова. Рисовал и в армии, а после окончил Свердловскую областную школу художников-оформителей.То есть в армии вы рисовали, а не служили?
– В армии я служил. Морфлот, Дальний Восток, подводник. И оформлял стенгазеты, кубрики, флотский музей.А после демобилизации?..
– Вернулся в Красноуральск, трудился в художественной мастерской при управлении КМК, был художником на ПТФ и постоянно подрабатывал: занимался оформительством в школах, музее, писал плакаты для Дворцов культуры, для кинотеатра «Орбита» и, конечно, не расставался с кистью дома.Дома – это для души?
– Не могу сказать так однозначно. Для души – везде, все мои работы – они от души и для души, иначе бы не получились.Вы выставляли свои картины на выставках?
– Конечно, во всех городских и в соседней Кушве.