Эта удивительная фотокамера
Сегодня любой человек, имеющий сотовый телефон со встроенной камерой, сразу превращается в любителя фотографии. При этом, порой, не зная о долгом и непростом пути этого великого изобретения.
От оловянной пластины – к «Кодаку»
Веками люди искали способ увековечить мимолётные зрительные впечатления. До начала 19 века это удавалось лишь способным и хорошо обученным художникам. Однажды летним днём 1827 года отставной французский офицер Жозеф Ньепс производил эксперименты по получению изображения с помощью метода, который он окрестил гелиографией. Установив на окне своего кабинета примитивную камеру-обскуру, он через 8 часов на специально подготовленной оловянной пластине обнаружил проступившие контуры грушевого дерева, стоявшего напротив дома. Камера-обскура со времен Реннесанса помогала художникам проецировать на бумагу нужное изображение.
Для точности истории фотографии отметим, что еще в 1727 году немецкий профессор анатомии заметил, что под воздействием солнечных лучей соли серебра на пластине темнеют по-разному. Но он забросил эти эксперименты.
А вот Ньепс продолжил свои поиски и нашёл себе партнёра в лице 40-летнего художника Луи Дагера. Они продвинули технику фотографии и стали получать изображения на медных пластинах, покрытых серебром. После кончины Ньепса Дагер один работал над этой темой и в 1839 году познакомил мир со своим изобретением, назвав его дагеротипом.
Опуская подробности дальнейшей истории, отметим, что фотография стала более доступной в 80-х годах 19 века с изобретением плёнки Джорджем Истменом. А с появлением первой лёгкой фотокамеры фирмы “Кодак” фотография становится действительно массовым увлечением и быстро завоёвывает мир.
«Фотография тут же превращается в историю…»
О фотографии, о значении её в повседневной жизни и не только мы поговорили с признанным красноуральским художником Валерием СТАРКОВЫМ.
– Валерий Олегович, с точки зрения художника, в чём ценность фотографии?
– В отображении истории, прежде всего. Любой истории – человеческого бытия, семьи, каких-то событий. Ведь мир вокруг постоянно меняется, а фотокамера способна запечатлеть мгновение, которое тут же превращается в историю.
– Считаете ли Вы фотографирование искусством?
– Это искусство в любом случае. Конечно, поначалу – это увлечение, но ведь с каждым кадром человек учится, порой сам этого не замечая. Фотографирование оттачивает взгляд на более тонкие вещи, учит чувствовать ситуацию. И этим надо обязательно заниматься постоянно. Только со временем, с практикой процесс становится совершенно творческим, настоящим искусством.
– Каковы критерии оценки фотографии?
– Оценивать можно только понимая время, место и идею снимка. Если это репортёрская работа, то тут важен ракурс, расположение фигур в кадре, например. Пейзаж может нравиться на уровне эмоций. Для портретов – свои параметры. Ведь и фотовыставки бывают тематическими. Главное всё же – смысл, заложенный в фотографию. Ведь даже простое нажатие кнопки камеры – не случайно. Я убеждён, что в искусстве не может быть правил. Только творчество делает фотографию ценной!
– Самые лучшие способы сохранения фотографии для истории, в том числе бытовой, семейной?
– Хранить надо обязательно. Лучше всего – бумажные печатные снимки. Многие уже столкнулись с тем, что смартфон вдруг становится нерабочим, как и компьютер. И пропадает вся накопленная информация. Но если подумать, так ли уж важны миллионы кадров на электронных носителях? А для печати человек выберет лучшие, вот они и будут отражать историю. И ещё – не выбрасывайте старые фото даже незнакомых вам людей из семейных альбомов. Ведь это история: причёски, одежда, какие-то детали, давно утраченные. К сожалению, молодому поколению не прививается эстетика культуры. Не проводятся фотовыставки, например. Это очень печально. На одних развлечениях не вырастет культурное поколение…
– Валерий Олегович, большое спасибо за интересный и полезный разговор. Желаем Вам творческих успехов, больше возможностей для демонстрации своих работ в Красноуральске, признательности публики!
Использованы фото из
альбома Валерия Старкова