Это все, что останется после меня?..
Сносом здания заводоуправления в истории химзавода поставили жирную точку. Красноуральский химический окончательно стерт с лица земли. Делали это так старательно, словно хотели стереть из памяти целую эпоху…
Кто бы мог предположить еще полгода назад, что сохранение памятной стелы у проходной разоренного химического завода на Пригородном станет камнем преткновения во взаимоотношениях ветеранов предприятия, жителей района и администрации города?
Как не раз писала наша газета, самые активные и неравнодушные подняли вопрос о переносе стелы от несуществующего предприятия на более посещаемое место – в центр поселка к ДК «Химик». Ну, действительно, негоже: памятник героям Великой Отечественной, а вокруг – заросли кустов, плиты, сквозь которые пробивается трава, разбитое здание заводской столовой, теперь уже сгоревшее здание бывшего отдела кадров и почты, груда кирпича на месте заводской управы. Да еще бывшая пожарная часть, у которой стоят мусоровозы… Во какой антураж!
Обещать – не значит сделать…
И ведь обещали! Обещали ветеранам поселка перенести стелу к парку у ДК! И председатель городской думы Алексей Медведев, и начальник управления культуры Юлия Шипицына. И даже место обозначили! Вот только обещать и делать – это две большие разницы. Это понимают в администрации муниципалитета, но не понимают жители. Им, взращенным на советских принципах взаимодействия между властью и народонаселением, все время кажется, что если обещают – то со знанием дела, если обещают – то делают.
Но делать, видимо, не очень хочется. И тогда, в качестве оправдания, появляются очень объективные причины. Как, например, цена вопроса. И уже оказывается, что счет идет на сотни тысяч, а конкретно – на восемь таких сотен, что интерпретируется неподъемной для города суммой. При этом из бюджета выделяют 250 тысяч рублей на флористический проект, в смысле – на клумбы всякие с камнями и мраморной крошкой на Аллее Славы. Хорошо, наверно, красиво, но в свете событий, связанных с отказом переноса памятника на Пригородном по причине недостатка средств, совершенно неприлично по отношению к жителям поселка.
Памятник на фоне мусоровозов
Чтобы снизить накал, в дело пускают тяжелую артиллерию. Глава города, вроде как, сомневаясь в целесообразности переноса, да что там, вообще в том, что жителей Пригородного этот вопрос волнует, предлагает проголосовать: «за» или «против»… Причем, в электронном формате, исключая тем самым сразу тех граждан, у которых нет компьютеров, а телефоны им нужны, чтобы звонить, а не в Инете сидеть. Таких, скажем прямо, немало. А если в семье один комп, но отдать свой голос желают три, четыре, пять членов семьи? Но это уже мелочи, вводит в смущение сам факт постановки вопроса, или представителей власти устраивает, что монумент памяти – знаковый объект для поселка, стоит в самой разрушенной его части?..
Впрочем, Дмитрий Кузьминых отметил, что в случае, если памятник оставить на прежнем месте, то территорию вокруг облагородят. Вокруг – это сколько? Сколько «вешать в граммах»? Метр, два, три?.. Вероятно, глава замахнулся на снос бывшей столовой и заросли вокруг (что не самое затратное, конечно) и бывшую почту снесут, дорогу отремонтируют и тротуары восстановят? Не-а, он всего лишь предлагает благоустроить площадку вблизи обелиска и пешеходную дорожку к нему. Вот и начало положено – здание заводоуправления снесли.
Кануло в параллельную реальность
И как ножом по сердцу химзаводчан прошлись… Вроде, разрушалось – перед сносом у заводской управы уже одной стены не хватало, но она стояла. Горькие мысли вызывала, но была.
- Два дня назад управу КХЗ снесли. Вечером зашли туда: как в фильме про 41 год… Ощущение тягостное… С одной стороны – обгорелый скелет почты, с другой – заросшая травой и деревьями столовая без дверей, с выбитыми стёклами. И брошенный памятник стоит в центре, сиротливо так… Хоррор снимать можно… – говорят ветераны завода. – Особенно огорчает то, что ничего памятного не осталось: ни знамён, ни архива, ни “Книги почёта” и прочих документов … Как будто и не было КХЗ в истории страны и города Красноуральска. Грустно, прямо, по ДДТ: “Это все, что останется после меня, это все, что возьму я с собой…”
Тут хотелось бы вставить небольшую ремарку. Что-то сохранить все же удалось. Одна из бывших работниц завода передала в городской архив часть документов, касающихся истории КХЗ. В городском музее (ДК «Металлург») хранится «Книга почета» предприятия, в планах – открыть постоянно действующую экспозицию на базе «Химика». Хранители музея надеются, что тогда жители поселка принесут в дар «атрибутику» исчезнувшего предприятия. А вот в какую параллельную реальность провалились знамена химзавода, редакции выяснить не удалось, к сожалению…
В новых декорациях
А сейчас о голосовании: на 6 июля за перенос высказались 59%, против – 41%. При таком ничтожном разрыве нельзя однозначно быть уверенным, что большинство проголосует «за». Среди тех, кто против: замглавы городского округа Светлана Макарова, начальник всего красноуральского ЖКХ Дмитрий Созинов… Они, правда, не жители поселка, но право голосовать имеют, ведь деньги-то на перенос из бюджета города требуются. Вот мнение одного из тех, кто высказался против:
- Какой смысл в переносе? Если делать, то что-то новое, а не тратить деньги на старое. Я за то, чтобы оставить все на своем месте и облагородить там территорию, а не вкладывать деньги в новое. Смысл старый памятник тащить на другое место? – пишет Илья.
Лично для Ильи – монумент, ничуть не помпезнее красноуральского, стоит себе на одной из площадей Тюмени, и стелу ни у кого язык не повернется назвать старой. Так что, все дело в месторасположении, не находите?..
А Ольга Сергеевна считает, что благоустройство здесь невозможно в принципе. Да разве она не права?! Ремонт площадки возле стелы и тротуара к нему – разве это благоустройство?! Или декорации 1941 года вокруг – это, чтобы пуще подчеркнуть военную разруху, дух того времени?! - Видимо, хотят избавиться от обелиска и, тем самым, убить память, плюнуть в душу ветеранам, – считает жительница Пригородного. – Нельзя голосовать за явно невыполнимое предложение. Те, кто против переноса, или ангажированы администрацией, или «в тёмную» голосуют, не зная ситуации на месте, или просто злонамеренно.