Эхо прошедшей войны
Декабрь 1941 года под Ленинградом… Бои идут жестокие и беспощадные, гибнут наши солдаты и офицеры. А семьи в тылу получают похоронки или, как в этой истории, известия о пропавших без вести родных.
Боль души
В редакцию пришло письмо от Валентины Павловны Кургиной, пожилой женщины, дочери красноуральца Павла Григорьевича Плесовских, ныне проживающей в г. Россошь Воронежской области. Ее отец был призван на войну Красноуральским горвоенкоматом… и пропал без вести на полях сражений в декабре сорок первого. В письме сообщается, что она уже много лет пытается выяснить судьбу своего отца. И вот недавно ею получены документы из Обобщённого банка данных “Мемориал” министерства обороны России и выписка из Книги памяти Свердловской области. В них нет ничего нового, только подтверждение того, что в декабре 1941 года её отец, Плесовских Павел Григорьевич, пропал без вести в боях под Ленинградом.
В одной теплушке…
К документам приложена выписка из Центрального архива министерства обороны о трёх красноуральцах, ровесниках Павла Плесовских, 1906 и 1907 годов рождения, призванных в одно время Красноуральским ГВК. Вот имена мужчин, с кем, возможно, в одном эшелоне отправился на фронт и отец нашей землячки: Пашков Михаил Степанович, Матвеев Михаил Степанович, Ноговикин Алексей Якимович. Вероятно и то, что все они служили вместе в составе 65 стрелковой дивизии и могли погибнуть в один день. Эти трое были убиты 16 декабря… В этот день в сводке военного информбюро сообщалось об освобождении Красной Армией города Калинин, ныне Твери, и ожесточенных боях в районе Тихвина под Ленинградом.
Сухие строчки статистических таблиц и сводок Информбюро и такая боль, не стихающая уже 80 лет… Им было по 35 лет, уже семейные, крепкие мужчины, приехавшие на стройку века из сел и деревень, возможно, воевавшие и в Гражданскую за Советскую власть. И страшная гибель в мясорубке войны…
В списках не значится…
На одном из документов, полученных Валентиной Кургиной об отце, от руки беглым почерком приписано: “Плесовских Павел Григорьевич 1907 года рождения не значится в списках погибших в бою, умерших от ран в госпиталях, захороненных, награждённых… Может, служил в одной части с ровесником и сопризывником Ноговикиным Алексеем Якимовичем, и судьбы их одинаковые: погибли и похоронены в одних местах». И неразборчивая подпись работника архива, 29.11.21 г.
А Валентина Павловна добавляет, что ее отец и Алексей Ноговикин были друзьями, и в семейном архиве хранится их совместное фото до ухода на фронт.
Редакция обращается к красноуральцам, детям и внукам этих солдат. Может быть, что кто-то из них успел послать весточку домой, и этот солдатский треугольник хранится в семейном архиве. Вдруг в письмеце упоминаются имена земляков, воюющих в одних окопах… Это свидетельство окажется бесценным для дочери фронтовика и для многих других, помнящих имена своих героев.