Некачественная услуга отопления
В одном из дел, рассматриваемых в Кирове, государственная жилищная инспекция пыталась привлечь поставщика коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей коммунальной услугой отопления, к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за то, что в течение нескольких дней последняя не подавала ресурс.
В качестве предположительной причины такого нарушения рассматривалось переключение магистральных участков тепловых сетей, приведшее к завоздушиванию системы отопления. Однако ресурсоснабжающая компания не согласилась с таким обвинением и обратилась в суд.
Пытаясь доказать виновность ресурсоснабжающей организации, орган госжилнадзора привел составленные УК акты проверок, свидетельствующие о том, что в спорный период температура в жилых помещениях нескольких МКД не доходила до нормативных значений. Однако суду не хватило документального подтверждения, чтобы признать такие акты доказательствами по делу. Суд отметил, что материалы дела не содержат сведений:
-на основании какой методики и каким способом управляющей организацией производились замеры температуры воздуха в жилых помещениях;
-были ли соблюдены при проведении замеров все требования законодательства, в том числе требования стандартов (например, были ли при осуществлении измерений закрыты окна и двери, в каком состоянии находилась запорная арматура на радиаторах отопления, соответствовала ли мощность установленных радиаторов отопления объемам отапливаемых помещений и т. п.).
Насторожило суд и отсутствие в актах проверок, протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении информации о том, прошел ли примененный для замеров прибор учета регистрацию и имелся ли соответствующий сертификат.
“На основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что данные, полученные при замере температуры воздуха внутри жилых помещений без информации о соблюдении регламентированных методов проведения измерений, с помощью измерительных приборов, не имеющих соответствующих сертификатов, в отсутствие данных о поверках, не могут считаться достоверными и быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу”, – отметил суд. Также он обратил внимание на противоречие довода УК о том, что в спорный период ресурс не подавался и представленным в материалы дела отчетом ресурсоснабжающей организации о суточных параметрах потребления тепла, из которого следовало, что в указанный период ресурс поступал.
Суд признал, что доводы административного органа о недостаточной температуре теплоносителя и завоздушивании системы отопления в МКД при отсутствии допустимых доказательств ненормативной температуры воздуха внутри жилых помещений сами по себе не свидетельствуют о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ. Кроме того, установление самого факта завоздушивания системы отопления в результате исключительно действий компании основано только на утверждениях УК и не подкреплено документально.
В результате суд посчитал требование ресурсоснабжающей организации обоснованным, предписал признать незаконным и отменить постановление госжилинспекции о привлечении ее к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Кировской области от 29 сентября 2023 г. по делу № А28-4120/2023). Аналогичный исход дела имел место и в других судебных решениях – например, в Решении Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. по делу № А10-2211/2023. Однако если помимо отклонений в параметрах температуры в помещении будут выявлены отклонения и в параметрах теплоносителя на вводе в МКД в тепловом узле, то шансы ресурсоснабжающей организации доказать свою невиновность в нарушении значительно снижаются. Например, Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2023 г. по делу № А10-347/2023 назначенные по ст. 7.23 КоАП РФ штрафы сохранены.
К слову, штраф можно получить и за ограничение другой коммунальной услуги, косвенно влияющей на отопление, – например, если поставщик газа отключит абонента (жилой дом, домовладение) от газовой сети в отопительный период за неоплату потребленного газа, что фактически повлечет за собой невозможность отопления данного жилого помещения, то есть сделает его непригодным для проживания (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2023 г. № Ф08-7878/23 по делу № А25-2381/2022). Это же касается и электроснабжения, если речь идет об индивидуальных жилых домах, в которых имеется энергозависимое оборудование в целях обеспечения коммунальной услуги по отоплению. Хотя если будет доказано, что перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению не превысил допустимой продолжительности, то штрафа удастся избежать (Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 августа 2023 г. по делу № А63-4850/2023).
Судебная практика свидетельствует о том, что штраф за нарушение правил предоставления коммунальной услуги отопления может получить не только уполномоченная организация, но и отдельное должностное лицо. Так, в одном из дел из-за аварии на теплотрассе несколько домов были отключены от отопления, причем суммарный период отключения превысил максимально допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги. В таком нарушении обвинили заместителя начальника участка производственного подразделения предприятия по эксплуатации тепловых сетей, который в спорный период исполнял обязанности начальника этого производственного подразделения – именно в его должностной инструкции значилось, что обеспечение надлежащей работы тепловых сетей и соответствующего оборудования подразделения предприятия по эксплуатации тепловых сетей относится к его прямым должностным обязанностям. Сотруднику был назначен штраф по ст. 7.23 КоАП РФ, который обжаловать в суде не удалось (Решение Приморского краевого суда от 29 августа 2023 г. по делу № 21-763/2023).
***
С приходом на территорию России холодов системы централизованного теплоснабжения регионов страны официально перешли на зимний режим работы. Например, в Москве отопительный период начался с 3 октября, в Санкт-Петербурге – с 6 октября, в Пензе – с 9 октября, в Саратове – с 11 октября, а в Нижнем Новгороде – с 28 сентября.
Жилищным кодексом закреплен принцип недопустимости ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, ст. 40 Конституции РФ). Поэтому если на практике потребитель вдруг столкнется с фактами необеспечения коммунальными услугами в необходимом объеме или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он может смело обращаться в контролирующие органы и в суд за защитой своих нарушенных прав.
_____________________________
* Нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18°С (в угловых комнатах – +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°С (в угловых комнатах – +22°С); в других помещениях – в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (п. 15 Требований к качеству коммунальных услуг, Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).