Об агитации и не только…
Чем ближе день голосования, тем активнее агитация. Иногда ее бывает слишком много, и она слишком навязчива. Особое место здесь занимают информационные ресурсы Интернета, где можно реально перейти дозволенную черту.
О правилах предвыборной агитации наш разговор с председателем Красноуральской городской территориальной избирательной комиссии Светланой Старковой.
– Светлана Анатольевна, начнем со СМИ…
– В целом, порядок проведения агитации через СМИ законом подробно урегулирован. Если коротко, они только предоставляют кандидатам эфир или печатную площадь. Различные поздравления от их имени, размещение рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата – все это должно оплачивается из средств избирательного фонда кандидата. Предвыборная агитация в СМИ начнется с 13 августа, за 28 дней до дня голосования.
– Но СМИ уже сейчас рассказывают о кандидатах, это разве не агитация?
– Нет. Не нужно путать информирование и агитацию. Агитационный материал ставит перед собой цель побудить избирателя голосовать за или против конкретного кандидата. А информирование такой цели не содержит. СМИ вправе свободно, без согласования с кем-либо, освещать события, происходящие в ходе избирательной кампании.
– Очень скоро в почтовых ящиках появятся различные «агитки». Это самый распространенный пиар-способ и самый «мусорообразующий»… Это в рамках закона?
– Закон разрешает гражданам вести агитацию. Раздача «в руки», раскладка по почтовым ящикам, расклейка, вывешивание агитматериалов являются ее законными формами. При этом допускается добровольное безвозмездное личное выполнение работ гражданином для кандидата, например, раздавать и расклеивать… Все агитационные материалы должны содержать «выходные» данные: кто их изготовил, какой кандидат заказал этот выпуск, тираж, дату и за счет средств избирательного фонда какого кандидата оплачено…
– А если агитплакаты наклеены на дверях подъезда, например?
– Такое возможно только с согласия и на условиях собственников, владельцев этих объектов. Это относится и к размещению на фасадах и досках объявлений многоквартирных домов. За размещение агитматериалов на объектах муниципальной или госсобственности, плата не взимается, но разрешение все-таки требуется. А «частник» определяет сам, кому из кандидатов он разрешит размещать агитацию. Владельцы муниципальных и государственных объектов должны либо разрешать размещение агитматериалов всем кандидатам без исключения, либо не разрешать никому. В нашем городе администрацией определены места, где безвозмездно и без какого-либо разрешения всем кандидатам можно расклеивать печатные агитматериалы.
– Самая больная тема – размещение агитационного материала в Интернете.
– Попробуем разобраться… Если сайт в сети Интернет зарегистрирован в качестве СМИ, то к такому размещению применяются требования, о которых говорили выше. Если сайт – не сетевое СМИ, то размещение регламентируется нормами, определяющими требования к выпуску и распространению аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Это означает, что агитматериал должен содержать выходные данные (реквизиты), предусмотренные законом. Кроме того, такие агитационные материалы до размещения на сайте в режиме свободного доступа должны быть представлены кандидатом в избирком.
– Если я не ошибаюсь, по новому закону с 2021 года за нарушения агитации в интернете возможна блокировка сайта?
– Да, возможна. Роскомнадзор, по обращению избиркома, может принять решение о незамедлительной блокировке через оператора связи, провайдера или владельца сайта. Ограничения будут действовать в течение всего периода агитации, во время голосования и еще пять дней с момента определения результата выборов. При этом ресурс может быть разблокирован сразу после удаления незаконного контента.
– А что с соцсетями… Например, я, как пользователь, размещу на своей страничке пост или оставлю комментарий о кандидате под постом другого пользователя?
– Конституционный суд разъяснил, что граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов вправе проводить предвыборную агитацию в безденежных формах: они могут организовывать публичные мероприятия, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. Таким образом, если пользователь социальной сети разместит личный комментарий или опубликует пост, содержащий его мнение о кандидате и его предвыборной программе, по новым нормам, привлечение его к административной ответственности будет незаконным. Однако, если будет установлено, что гражданин за вознаграждение опубликовал запись, разместил баннер или видеоролик и т.п., это может служить поводом для обращения избирательной комиссии в органы Роскомнадзора и наложения административного штрафа.
Надо четко разграничивать, где нарушение, а где просто выражение собственной точки зрения гражданина, особенно если не имеется прямых призывов голосовать.
Выдвижение завершилось
Завершилось выдвижение кандидатов в депутаты Думы ГО Красноуральск, сегодня поводим черту.
Избирателный округ №1:
Морозова Наталья Вячеславовна, 05.04.1977 г.р., – выдвинута местным отделением партии «Единая Россия»;
Власов Артем Александрович, 23.03.1980 г.р. – самовыдвиженец.
Избирателный округ №2:
Константинова Елена Михайловна, 23.05.1981 г.р. – выдвинута местным отделением партии «Единая Россия»;
Гузаеров Тимур Маратович, 21.09.1989 г.р. – выдвинут ЛДПР.
Избирателный округ №3:
Катаев Александр Анатольевич, 20.01.1964 г.р., – выдвинут местным отделением партии «Единая Россия»;
Колбаев Анатолий Борисович, 08.10.1973 г.р., – выдвинут местным отделением партии «Единая Россия».
Избирателный округ №4:
Исхаков Ильдар Ильдусович, 03.08.1972 г.р., – выдвинут местным отделением партии «Единая Россия»;
Мурзаев Юрий Анатольевич, 06.02.1975 г.р., – выдвинут местным отделением партии «Единая Россия»;
Гафиятуллин Максим Игоревич, 30.04.1987 г.р., – выдвинут ЛДПР.
Избирателный округ №5:
Гиль Сергей Александрович, 14.03.1976 г.р., – выдвинут местным отделением партии «Единая Россия»;
Медведев Алексей Владимирович, 12.01.1976 г.р. – выдвинут местным отделением партии «Единая Россия».