Преференции для моногородов
Воспользуются ли местные власти этим статусом?
Свердловская область войдёт в число пилотных регионов по внедрению индивидуальных программ развития моногородов. У Красноуральска, вероятно, появится возможность получить дополнительные инвестиции. Сможем ли?
Министр инвестиций и развития Свердловской области Вадим Третьяков в рамках XXI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который прошел недавно в Санкт-Петербурге, заявил о готовности Среднего Урала стать пилотным регионом по внедрению индивидуальных программ экономического развития моногородов.
«Благодаря консолидации усилий федеральной, региональной и местной власти, градообразующих предприятий и бизнес-сообщества наблюдаются позитивные изменения в социально-экономическом положении всех 17-ти территорий. Так, за пять лет в моногородах создано более 33-х тысяч постоянных рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, в их экономику привлечено более 400 миллиардов рублей инвестиций, на реализацию национальных проектов направлено порядка 31 миллиарда рублей», – сказал Вадим Третьяков.
Цифры, конечно, неплохие, но…
Но вот в таком моногороде как наш Красноуральск бурного роста экономического потенциала по всем направлениям как-то не наблюдается. За исключением, пожалуй, крупных инвестиций градообразующего «Святогора» в развитие производства и соцсферы. Если говорить о среднем бизнесе, то похвастаться нечем, а малый сегодня существует по принципу «лишь бы выжить». Так что на рынке рабочих мест альтернативы местному гиганту так и не появилось.
Хотя, стоит напомнить, у администрации города есть Инвестиционная стратегия до 2035 года, Комплексная программа развития монопрофильного муниципального образования ГО Красноуральск и даже проектный офис для реализации намеченных планов. Но «планов громадье», судя по всему, только на бумаге. Если заглянуть в один из документов, то увидим, что в Красноуральске еще 5 лет назад должен был появиться завод по производству абразивных материалов с численностью работников в 47 человек.
В эти же сроки планировали отрыть деревообрабатывающий цех по производству погонажных изделий и запустить производство одноразовых медицинских бахил. В 2019 году – запуск производства полипропиленовых и полиэтиленовых труб, фасонных частей, где должно быть создано 46 рабочих мест, так и не состоялся, как и открытие производства водоочистительных машин и мелкоштучных изделий с гальваническим покрытием со 120 работниками…
Хотя у министра Третьякова на этот счет, как видим, другое мнение. Он отметил, что достижению хороших результатов способствовало, в том числе, создание территорий с особым режимом ведения бизнеса в моногородах и региональный набор преференций, представляемых инициаторам инвестпроектов. А теперь должны появиться дополнительные стимулы повышения качества городской среды и развития социальной инфраструктуры через расширение действующих мер поддержки моногородам. Речь идёт о возможности использовать субсидии для строительства инженерной инфраструктуры, в частности, для социальных объектов, софинансирования затрат на технологическое присоединение инвестиционных проектов, что позволит сократить сроки их строительства…
Вот только вопрос: сумеют ли местные власти воспользоваться новыми преференциями для моногородов, если такая возможность представится и смогут ли реализовать те намеченные проекты, о которых было сказано выше?
В тему
Правительство РФ еще в 2014 году утвердило перечень моногородов и критерии, по которым населенные пункты могут попасть в этот список.
Моногородом может стать муниципалитет со статусом городского округа или поселения, где число жителей должно превышать три тысячи, число работников градообразующего предприятия должно составлять минимум 20 % от числа работников всех городских организаций. Кроме того, в моногороде должны добываться полезные ископаемые, кроме нефти и газа, или производиться промышленная продукция.
Все моногорода делятся на три группы, свердловские муниципалитеты представлены во всех. К первой группе (с наиболее сложным социально-экономическим положением) на Среднем Урале относятся Краснотурьинск, Волчанск, Карпинск, Североуральск, Каменск-Уральский и Первоуральск. Ко второй группе (с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения) – Красноуральск, Качканар, Верхняя Тура, Серов и Верхняя Салда. К третьей группе (со стабильной социально-экономической ситуацией) – Полевской, Нижний Тагил, Ревда, Асбест, Верхняя Пышма и п.г.т. Малышева.