Разговор с учителем
Без уроков химии в школе не было бы и химиков. Слово – учителю химии школы №8 Татьяне Шиховой..
– Татьяна Сергеевна, считаете ли вы День химика вашим праздничным днём?
– Отчасти. Мой день – День учителя, конечно. Но моя педагогическая специализация, несомненно, не позволяет забывать и этот праздник. Ведь именно школа даёт ту самую путёвку в трудовую жизнь, прививая ученикам знания. И я горжусь, что за двадцать лет моего учительства многие ребята связали свою жизнь именно с химической отраслью либо с теми профессиями, где без знаний химии – никуда. Например, врачи, лаборанты, ветеринары, технологи на производствах.
– Какими качествами должен обладать ученик, желающий связать судьбу с химией?
– Прежде всего, любить эту науку, обладать пытливым умом, интересоваться тайнами природы, быть наблюдательным, терпеливым, обладать хорошей памятью. Память позволяет оперировать большими объёмами информации, так как будущему химику предстоит выучить огромное количество химических формул – овладеть языком химии. Также очень важны развитое логическое мышление и системный взгляд на мир. Конечно, эти замечательные качества пригодятся в любой сфере деятельности.
– Что такое химический эксперимент, азам которого вы учите детей на уроках?
– Эксперимент или лабораторный опыт – это путь познания мира, независимо от масштаба. Конечно, обучение в школе обязательно включает и практические занятия с химическими опытами. Для этого у нас есть микролаборатории для индивидуальной и групповой работы учащихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. И есть цифровая лаборатория Sensedisc с возможностью проведения углубленных исследований и нестандартных экспериментов, что особенно ценно в проектно-исследовательской деятельности.
– Какие советы вы даёте ученикам, решившим заниматься химией во взрослой жизни?
– Каждый, кто примет решение заниматься химией во взрослой жизни, должен понимать, что химия как наука сегодня шагнула далеко вперёд, она актуальна, эффективна, востребована и предъявляет высокие требования к современным специалистам. Портрет типичного специалиста-химика, как будто соткан из противоречий, кроме предметных знаний, он должен обладать широким спектром надпредметных навыков, поэтому важно понять, подходит ли человеку эта сфера деятельности. Выбор, прежде всего, должен быть ответственным и осознанным, т.к. от работы химика зависит жизнь и здоровье людей. Во-вторых, серьёзно подойти к выбору направления, учитывать возможные риски для здоровья. Химик может быть и инженером, и лаборантом, и преподавателем естественно-научных дисциплин. А сферы деятельности специалиста-химика весьма обширны. Они востребованы везде – от косметологии и пищевой сферы до металлургии и машиностроения. Инженеры-химики, как правило, совмещают знания физики и химии. И, конечно, лаборанты во всех отраслях производства.
– Татьяна Сергеевна, известно, что вы ведёте большую работу по вовлечению учеников в научную деятельность, по расширению их кругозора через познавательные проекты. Расскажите, пожалуйста, о недавних событиях в этом направлении.
– С удовольствием. Наши учащиеся – члены НОУ Союза “СОВА”. Они занимаются проектами и исследованиями, имеют возможность принимать участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах разного уровня. Недавно, например, мы с группой учеников вернулись с Всероссийского чемпионата научных объединений “Юность науки”, который проходил в Москве. По результатам чемпионата в нашей копилке немало достижений (от ред. Подробности на стр. 6-7).
– Что бы вы пожелали себе в День химика?
– Как наставник желаю и верю, что смогу вырастить из ребят увлечённых людей, способных в будущем владеть инновационными технологиями, создавать проекты, тем самым вносить весомый вклад в технологический прогресс нашей страны.