«Это не работа, а служение людям»
День социального работника — профессиональный праздник работников сферы социальной защиты населения, который отмечается в Российской Федерации 8 июня. В этот день 1701 года в Российской Империи Пётр Первый своим Указом повелел создать богадельни для бедных, больных и престарелых людей. Согласно указу царя, «для десяти человек больных — в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».
Минуло три с лишним столетия, поменялись названия, но сохранилась суть важной социальной деятельности. Сегодня мы знакомим читателей с теми, кто осуществляет бытовую помощь нуждающимся как на дому, так и через обеспечение средствами мобильности.
Социальный работник Комплексного центра социального обслуживания населения «Надежда» Виктория ЦВЕТКОВА – гость нашей редакции.
– Виктория Владимировна, расскажите немного о себе, своей деятельности и вашей службе.
– Мой общий стаж соц работы – десять лет. Хотя точнее было бы говорить – “в служении”. За эти годы, конечно, накопился опыт оказания помощи, общения с людьми, жизнь которых ограничена в силу возраста или здоровья стенами своего дома. В настоящее время на моём попечении 18 человек или, как принято говорить, клиентов.
В штате Центра трудится 17 социальных работников, все женщины. При норме обслуживания 17 клиентов в месяц, зачастую мы берёмся опекать больше людей. Без внимания же их не оставишь! Например, в моей практике доходило до 21 человека.
Как известно, работа с людьми одна из самых тяжёлых и в моральном плане, и в физическом. Все мы разные и к каждому нужен подход. Я это умею делать, вероятно, в силу своего характера. И получаю большое удовлетворение, когда человек, впавший в полное уныние, начинает интересоваться жизнью, как бы оживает с верой в лучшее. Мои подопечные проживают в Первом и Центральном микрорайонах, на Ломоносова и в районе Чонгара.
– Давайте поговорим о Ваших подопечных. Кто они по возрасту, по бытовым и прочим проблемам?
– Самой возрастной даме, Евдокии Матвеевне, 92 года. Её я навещаю ежедневно. Родные живут не в Красноуральске, но они раз в две недели навещают маму и бабушку, привозят и сортируют лекарства, которые я помогаю ей принимать, закупают продукты.
Есть совсем одинокие люди. По возрасту, в основном, плюс-минус семьдесят лет. Среди них и ветераны труда, и труженики тыла. Есть люди с приобретённой инвалидностью. С ними особенно важно поговорить, мотивировать их на то, что надо продолжать жить, стремиться к восстановлению или улучшению здоровья, верить в лучшее. И у меня получается: меня ждут, делятся своими мыслями, рассказывают о жизни, выполняют рекомендации врачей. Подчеркну, в этом случае очень важна поддержка близких людей.
– Какие конкретно услуги входят в установленный перечень работ социального работника?
– Полный перечень весьма объёмный, все услуги платные и оказываю их я в соответствии с графиком работы на месяц. График составляю в соответствии с потребностями клиентов. Например, раз в неделю – сходить в ближайший магазин за продуктами (по норме, их вес должен быть не более 7 кг) и вынести мусор. Поход в магазин стоит 12,60 руб., вынести мусор – 1,47 рублей. Уборка, мытьё окон – тоже по графику. То есть, я не могу просто по просьбе именно сегодня вымыть окно. Поход в аптеку оценён в 4,24 руб., мытьё большого окна с балконной дверью – 9,53 руб., причём, стёкла балконов мы не моем. Произвести туалет тела, протирание, например, зоны подгузников стоит 1,03 руб., а вот замер давления 9,08 рублей.
Оговорюсь, что услуги могут быть бесплатными для клиентов, но для этого есть перечень условий.
– Какое обучение должен пройти человек, решивший посвятить себя социальной работе?
– Обязательно проходим обучение по оказанию первой медицинской помощи, которое повторяем раз в три года. Обучение профессии, как правило, на рабочем месте с наставником, с выдачей удостоверения. У нас два участка. Слаженности коллектива очень способствует позиция первого руководителя. На моем втором участке заведует Ирина МАКАРЕНКО. Она всегда рядом, всегда идёт навстречу, ценит каждую из нас. И это очень сплачивает коллектив.
– Как вы оцениваете свой труд с точки зрения напряженности, тяжести, моральной нагрузки?
– Труд тяжёлый. График пятидневной рабочей недели часто не совпадает с потребностями клиентов. Идём им навстречу, приходим и в нерабочее время. Люди нашей профессии очень много сил отдают заботе о других. Рано или поздно это приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому очень важно уметь отдыхать и переключаться…
– Виктория, благодарим Вас за обстоятельный рассказ. Поздравляем с профессиональным праздником всех ваших коллег и желаем благодарных клиентов, крепкого здоровья, исполнения заветных желаний, всего наилучшего!