31 октября – День автомобилиста
Бежит дорога вдаль за горизонт, дорога наших дней… Хорошо сказано. И получается, что все мы с вами – немножечко автомобилисты: и ПДД на этой дороге есть, и ремонтные работы… Но поздравлять мы, автомобилисты поневоле, сегодня будем тех, для кого дорога, баранка в руках, педаль газа в пол стали профессией. С Днем автомобилиста, уважаемые водители! Доброго вам пути и днем, и ночью! Храни всех вас на дороге Господь.
«Что для меня – дорога?»
20 лет водительского стажа в 38 лет. И это только официальные цифры, начиная с момента сдачи экзамена и получения прав. По факту – к 20 годам можно смело добавить лет шесть, ведь впервые за руль отцовского автомобиля Владимир Клинов сел лет в 12…
На выбор профессии повлиял пример родственников. Все мужчины в семье: отец, дед, дядя, работали в ПАТО и частенько брали мальчишку с собой, чтобы показать, что это такое есть – шоферский труд. И на аэродром брали. Там парнишка сам садился за руль и под присмотром взрослых учился управлять автомобилем. У Клиновых были и «буханка», и «шестерки»…
Поэтому после школы о другой профессии Владимир и не думал. Окончил училище, в 18 лет получил права и даже немного поработал в этом учебном заведении водителем. А через пару лет еще и инструктором потрудился. Правда, обучать молодежь азам вождения показалось немного не тем, чем хотелось бы заниматься. Нервов на них не напасешься!))). Да и больше Владимира Клинова привлекала дорога. Тогда и перешел на комбинат, устроился водителем на Северный медно-цинковый рудник, где и трудится до сих пор.
За рулем длинномерной «Скании» он намотал тысячи километров из Красноуральска на север региона. Оборудование, дизельное топливо для огромных самосвалов, которые вывозят руду из карьера, машинное масло и другие, необходимые для жизнедеятельности рудника, грузы.
– Самосвал, это тоже не мое, все-таки мне больше по душе дорога, – говорит Владимир, – она, хотя и привычная до последнего поворота или ямки, всегда – новая. Дорога – всегда новые впечатления, уход от привычного. И наша северная трасса до Ивделя, и в Набережные Челны, и в Санкт Петербург – туда тоже доводилось ездить. Лес, поля, города… И люди, которых встречаешь на пути – это тоже дорога…
Кстати, он, как и Наталья Лужбина, не мечтает об автопутешествии на своем авто, потому как: «…на работе так накатаешься, что на своей уже и нет охоты». Хотя супруга не раз предлагала съездить на юг своим ходом.
– Для семьи это будет отдых, а для водителя – не очень. Если бы еще это не было моей профессией, то можно отпуск потратить. А так, предпочитаю на самолете или на поезде путешествовать, – улыбается Владимир. – Или отдыхаю дома. С друзьями на охоту выбираюсь. Сам не стреляю, а побродить по лесу – милое дело.
У Владимира Клинова подрастают два сына, старшему – Кириллу, уже девять. И также, как когда-то его отец, мой собеседник берет мальчишку с собой в рейс. Обычно летом и если маршрут не дальний. Мал для слишком дальних поездок еще. И на аэродром тоже берет. Для ребенка самая большая радость – поездить с папой по полосе и покрутить руль. Глядишь, тоже водителем станет. Вот вам и шоферская династия…
«Если хочу, то я делаю!»
Рабочая смена Натальи Лужбиной начинается в шесть утра, а заканчивается в девять вечера. Пассажиры доставлены туда, куда им нужно, и общественный транспорт отправляется отдыхать. «Покормив» и оставив свою машину «спать», спешит домой и Наталья, где ее ждет большая семья.
Тем, кто не знает, сообщу сразу: у Натальи Лужбиной, водителя пассажирской «газельки», работающей на городских маршрутах, действительно большая семья. У нее – шестеро детей и уже одна внучка – старшая дочка подарила. Два сына и четыре дочки. Младшему мальчишечке – четыре. И, как говорит Наталья, очень он уважает в машинки играть. Может, единственный из семьи пойдет по маминым стопам. Других пока профессия водителя не интересует. Впрочем, в 10–12 лет не все о будущем задумываются, вот подрастут….
– А я с этой механикой с детства. Не с автомобилями, правда, но мототранспорт рано освоила. Сначала были велосипеды, – говорит Наталья, – а папа (Валерий Жернаков по профессии – машинист железнодорожного крана, прим. ред.) очень увлекался мотоциклами. У нас был «Восход», потом он сам собрал «Яву», купил «Урал»… Я с удовольствием ему помогала по мелочи. В общем, это именно тот случай, когда говорят, что пример стал заразительным. Освоила мопед, мотоцикл. Сейчас вот, папа трактор сам собрал, в ГИБДД его зарегистрировал. И я, кстати, в прошлом году сдала на категорию С, так что могу грузовик водить.
Так получилось, что во взрослой жизни о юношеском увлечении Наталье пришлось забыть. Окончила учебное заведение, получила профессию кондитера. На некоторое время уезжала из Красноуральска. Но работать кондитером так и не стала – вышла замуж, пошли дети, и не было никакой возможности трудиться по графику, который предлагали работодатели.
Кстати, детки не только отлучили ее от кондитерского труда, но и подтолкнули к тому, что Наталья вернулась к своему автоувлечению. Семья росла, чтобы облегчить себе жизнь, она поняла, что надо получать права. Автомобиль действительно стал не роскошью, а самым необходимым средством передвижения и экономии времени. Итак, заветные корочки – в кармане. Две «Оки», две «четверки», потом, конечно, пошли машины более комфортабельные и классом повыше. Но о профессиональной карьере водителя моя собеседница по-прежнему не задумывалась.
– А пару лет назад мне попалось на глаза объявление, что в фирму по пассажироперевозкам требуются водители. Позвонила, подтвердили, что идет прием. Пошла на курсы и сдала на категорию Д. Так и села я за руль пассажирской «ГАЗели». Поначалу нервничала, а потом привыкла и к маршрутам, и к пассажирам, и к графику. В шесть утра – предрейсовый медосмотр, и три дня колесим по городу, три – отдыхаем. Территория у нас небольшая, если ты к пассажирам по-хорошему, то и к тебе также. Иногда даже в долг вожу, всякое бывает,
– рассказывает Наталья.
– Может поэтому и в путешествие на своем авто не стремлюсь. На работе баранку кручу, этого хватает. К тому же, пока нет минивэна в автотур с детьми не отправишься. Поездка все-таки должна быть комфортной. Но если только появится желание, будет и автопутешествие. И минивэн найдется, – продолжает, улыбаясь, женщина с мужской профессией. – Я ведь не мечтаю, нет такого, чтобы сидела и розовые прожекты всякие выстраивала. Если я хочу, то я делаю!
Светлана Рудковская